Недавно я снова побывал в своем любимом музее народов Востока — Музее народов Востока. Мне нравится ходить туда, даже если там нет новых выставок. Музей очень похож на комнату, в которой очень мало посетителей, разве что во второй половине дня, когда там собирается веселая, оживленная группа студентов, проходящих экскурсию.
Можно бесконечно долго рассматривать шедевры прикладного искусства крупным планом, каждый раз находя новый объект для изучения, восхищения и удивления!
Во время моего последнего визита я не мог оторвать глаз от листа миниатюрных иранских акварелей.
На этот раз я был очарован резьбой по слоновой кости. И снова я был очарован этими фигурами — перфорированными шарами, помещенными друг в друга, как матрешки! Это работа китайских резчиков по кости, шедевры, выполненные вручную и с использованием специальных техник. Впервые увидев их, европейцы были поражены.
Именно в Этнологическом музее в Санкт-Петербурге впервые увидели это чудо. Тогда возникает риторический вопрос: как это можно сделать? Существует ли какая-то техника, какая-то серия действий мастера, хотя бы в теории, чтобы понять, как мыслили и лепили великие китайские мастера?
Есть вещи, которые я не понимаю и не могу найти ответы или объяснения, поэтому они никогда не забываются полностью, но каким-то образом попадают в подсознание. А потом, спустя долгое время, иногда даже годы, ответ на этот не заданный вопрос приходит к вам как озарение!
На этот раз, вместо того чтобы ждать, я решил просмотреть интернет в поисках объяснения этой загадочной техники. И вот что я обнаружил.
Древнекитайская резьба по кости сформировалась между III и X веками до нашей эры. Искусство достигло своего расцвета во времена династии Мин (1368-1644). Кости использовались для вырезания всевозможных мелких и повседневных предметов, включая гробы, подносы, рамки для картин, курительные трубки, табакерки, клетки для птиц и сверчков.
Самой известной работой китайских резчиков является "шар на шаре", возраст которого насчитывает почти тысячу лет.
На первом этапе вырезается кусок кости и формируется идеальная сфера.
Затем мастер просверливает в сфере несколько конических отверстий, вершины которых сходятся точно в центре.
Следующий шаг — пометить каждое отверстие, чтобы указать, сколько шариков находится внутри внешней сферы.
Далее мастер начинает разрезать шары на пересечении конических отверстий, начиная с центрального шара.
Он начинает разрезать шарики по одному специальным изогнутым ножом, начиная с внутренней стороны. Затем шарики вращаются друг вокруг друга и на них наносятся надписи или гравировка. Первые шары этого типа относятся к династии Сун (960-1279 гг.) и были трехслойными.
Мастеру приходится полагаться только на свой многолетний опыт и острое лезвие своего резца. Все последующие шары также разрезаются с внутренней стороны. Считается, что самые сложные "шары-сетки" были изготовлены на фабрике скульптур из слоновой кости в Даши, Гуанчжоу. Вэнь Ляо Бяо, заслуженный работник отрасли, в 1977 году вырезал набор из 42 шаров из слоновой кости размером 15 см. Центральная сфера была толстой, как бумага. Вэнь Ляо Бяо — резчик по кости в четвертом поколении. В 1915 году его отец выиграл международный конкурс на международной выставке в Панама-Сити.
И я подумал, что хорошо, что это искусство жило в Китае, возможно, там могли появиться более сложные инструменты.
И хотя бы на видео вы можете услышать, как эти шарики катятся друг в друга и этот уникальный звук!