Многие водители хотят знать, как управлять генератором напрямую, не используя аккумулятор. Это необходимо для тех, кто часто ездит на большие расстояния, и автомобиль не проработает более двух часов без зарядки аккумулятора от генератора. Ниже приведены инструкции о том, как это можно сделать.
Немного об эффекте возбуждения
Напряжение, вырабатываемое генератором при различных оборотах двигателя, регулируется обмоткой возбуждения. Ток поддерживается при постоянном напряжении 13,8-14,2 В. Для подачи электроэнергии ко всем системам автомобиля предусмотрен регулятор напряжения (AVR). Это устройство находится в генераторе переменного тока и встречается как в отечественных, так и в зарубежных автомобилях. В народе его называют шоколадной плиткой или таблеткой.
Генератор подключен к аккумулятору через клемму "30" (часто называемую "положительным", "V" или "bat"). Клемма отрицательного потенциала характеризуется как ’31’ (часто обозначается как ‘D’ и ‘B-‘). Контакт от "шоколадки", используемый для подачи напряжения от сети автомобиля после включения зажигания, определяется как клемма "15" ("S"). Контакт, используемый для подачи электроэнергии на индикатор заряда, обозначен как ’61’ (‘D+’).
Если аккумулятор больше не заряжается от генератора, это почти всегда указывает на повреждение "таблетки". Однако не расстраивайтесь. В таких случаях можно подать напряжение на стимулирующую обмотку и доехать до ближайшего магазина или автосервиса. Поэтому, чтобы избежать разрядки аккумулятора до нуля, перед стимуляцией генератора необходимо удалить "таблетку".
Схема генератора
Чтобы иметь возможность стимулировать генератор в нужное время без использования аккумулятора, необходимо тщательно изучить форму и принцип работы различных модификаций устройства. Главное — понять, почему он часто используется и какую конкретную функцию выполняет.
Проще говоря, генератор — это устройство, преобразующее механическую энергию в электрическую. Он обеспечивает электропотребление автомобиля и заряжает аккумулятор при работающем двигателе. Он расположен в передней части двигателя и несет на себе коленчатый вал. В гибридах генератор используется в качестве стартера. Однако такие системы можно встретить в автомобилях с двигателями внутреннего сгорания с системой "стоп-старт".
Из этого можно сделать вывод, что существует два типа альтернатив с разными дизайнами. Их основное отличие заключается в расположении выпрямительного блока, приводного шкива и вентилятора. Кроме того, генераторы с разными схемами также имеют разные размеры. Все они имеют ротор (катушку), статор и т.д., поэтому основные параметры остаются одинаковыми, независимо от типа.
Ниже приведена схема генераторов переменного тока, выпускаемых для внутреннего рынка. Его можно найти во всех наших фирменных автомобилях.
А это более современная система, часто встречающаяся в "восьмерках" и более высоких ВАЗах.
Теперь рассмотрим схему подключения генератора переменного тока и то, как она работает.
Основная задача, выполняемая бегунком генератора, заключается в создании магнита. Для этого вал имеет побудительную обмотку (или EO). Он расположен на проекции полусина. На валу также имеется контактная группа, состоящая из двух бронзовых венков. Напряжение передается на полевую обмотку и приваривается к контактам BOP.
Важно: Кольца могут быть изготовлены из других металлов. Латунь или сталь.
Кроме того, рабочее колесо вентилятора также прикреплено к валу. Там же расположен приводной шкив (VPD). Другой важной частью ротора является подшипник.
С точки зрения функции статора, он преобразует постоянное напряжение в переменное и состоит из пластинчатого металлического сердечника и притира. Статор имеет 46 специальных гнезд, в которые вставляется притир. Это позволяет расположить три обмотки, реализуя тем самым трехфазное подключение.
Выпрямительный блок используется для преобразования тока, вырабатываемого генератором, из переменного тока в постоянный ток в последующем потребителе. Устройство состоит из шести полупроводниковых диодов. По два на каждую фазу — положительную и исключающую генератор.
Щетки используются для передачи тока к стимулирующему кольцу. Они состоят из тонера, щеточки, поддерживающего и подтягивающего элементов. В современных теплообменниках этот комплекс объединен с регулятором в один блок.
‘Шоколад используется для поддержания тока в теплообменнике на заданном значении. Сегодня доступны электронные или гибридные регуляторы. В гибридной версии схема имеет радиоколебания и электрические приборы. В электронной версии компоненты изготавливаются по технологии TMT.
Генератор работает на ремне. Это обеспечивает ту же скорость вращения катушки, которая необходима для нормальной работы.
Поэтому в большинстве альтернативных моделей обмотка возбуждения подключается к другой группе, состоящей из двух полупроводниковых диодов. Диодная схема, чаще всего называемая выпрямителем, предотвращает прохождение тока от аккумулятора через цепь генератора переменного тока, когда двигатель неподвижен.
Стоит знать. При соединении обмоток в звезду на нейтральные клеммы устанавливаются два дополнительных силовых диода, которые увеличивают мощность генератора на 15%. Выпрямительный блок приваривается или механически крепится к генератору.
Регулятор является очень важной частью схемы генератора и отвечает за стабилизацию напряжения при изменении частоты вращения коленчатого вала. Этот процесс полностью автоматизирован и действует на обмотки возбуждения. Другими словами, AVR отвечает за частоту напряжения и длительность импульса.
Интересно. Регулятор изменяет ток, подаваемый на батарею, с помощью теплового каблука напряжения. Проще говоря, чем теплее, тем меньше энергии отводится на батарею.
Как возбудить генератор
Отсюда необходимость стимулировать генератор. Как уже говорилось ранее, в первую очередь необходимо удалить "шоколадку", так как именно оттуда берет начало поражение. Далее соединяется плюсовой вывод обоих блоков, а минус регулятора отсоединяется и соединяется с "массой" щетки.
Изолируйте кабель на клемме ’30’ генератора. Подключите указатель мощности не менее 15 Вт к клемме ’15’. Это относится к генераторам переменного тока серии G222. Другие модели генераторов имеют стимул на клемме ‘B’.
Диаграмма самостимулирующегося генератора переменного тока.
На схеме показаны диоды, встречающиеся только в современных генераторах переменного тока, в более старых версиях они отсутствуют. Правильно говорят, что схемы без этих диодов классические, а с ними — молодые.
В некоторых моделях генераторов переменного тока щетки являются частью конструкции. Затем их нужно снять и высверлить выступы. Одна из клемм связана с положительным подкреплением через диод, а другая — с отрицательным.
Ток начинает течь не сразу, а только после достижения определенного количества оборотов. По показаниям тахометра можно определить, что подача начинается только после 4 000 об/мин в минуту. Другими словами, напряжение активируется, когда двигатель разгоняется до максимальных 4 000 об/мин в минуту, и напряжение уменьшается, когда скорость снижается до 1 000 об/мин в минуту. В этом заключается принцип самостимулируемой выработки энергии.
Некоторые марки автомобилей оснащены системами низкоскоростного продвижения. В таких случаях необходимо что-то сделать со шкивами, чтобы увеличить начальную скорость. Это не должно быть нормальной проблемой двигателя.
Давайте продолжим с этого. Важно знать, что розетка генератора не обеспечивает 12 В. Если нет регулятора (таблетки), устройство будет выдавать все возможное, иногда до 30 В, в зависимости от оборотов. Например, при запуске этот показатель повышается до 36 В. Вы можете увидеть это, подключив лампу к соответствующему напряжению на выходе генератора. Затем оно постепенно снижается до 20 вольт.
Конечно, схема может быть изменена. Например, к положительному проводу можно добавить конденсатор для его усиления. Это необходимо для предотвращения падения напряжения при замедлении работы двигателя. Качественный конденсатор также помогает на выходах сгладить первый пик напряжения и регулировать следующий водопад.
При построении такой схемы стоит помнить о высоком выходном напряжении. Это намного выше, чем обычные 12 В, и есть риск перегорания ламп, ЭБУ и других автомобильных систем.
Помните! При работе на самостимуляцию генератор проводит всю электроэнергию, которую он может произвести, что может привести к сильному перегреву самого устройства. При небольшой перегрузке можно приобрести новый блок. Поэтому этот метод следует использовать только в случае крайней необходимости.
Основные неисправности генератора
Рассмотрим наиболее распространенные повреждения генераторов переменного тока автомобилей.
- Обрывы, короткие замыкания и другие повреждения. Для диагностики таких неисправностей необходимо проверить значения тока и напряжения на выходных контактах устройства. На основании полученной информации принимается решение о дальнейшей процедуре.
- Кроме того, двигатели часто обрабатываются на предмет повреждений, таких как чрезмерно изношенные графитовые щетки, регуляторы напряжения и диодные мосты. Изношенные и поврежденные принадлежности следует заменить новыми. Что касается регулирующих органов, то вышеизложенное обеспечивает оптимальную зарядку автомобильных аккумуляторов на базе автомобильного аккумулятора. Это означает, что устройство автоматически определяет правильное напряжение для батареи при определенных условиях. В некоторых моделях генераторов предусмотрено ручное чередование функций в зависимости от сезона года. В этом случае низкие температуры не оказывают негативного влияния на работу устройства. Реле реле характеризуется колебаниями напряжения в системе — что может привести к тусклому свечению фар во время работы, которое усиливается по мере увеличения оборотов двигателя.
- Неисправные подшипники. Если этот элемент неисправен, возникает чрезмерный шум, но те же симптомы могут наблюдаться и при недостаточной смазке устройства.
- Шум и визг. При обнаружении этих симптомов следует проверить вращение элементов сепаратора, дорожек качения и контактных колец. Эти симптомы могут также указывать на возможное повреждение обмотки в элементе статора или тяговом реле. Если при работе генератора замечены нехарактерные шумы, рекомендуется провести тщательную диагностику состояния контактов.
- Если рабочая температура генератора может достигать 90 °C и он явно перегревается, рекомендуется немедленно проверить работу диодного моста. Кроме того, определите, не перегружена ли сеть автомобиля дополнительными устройствами сторонних производителей. При быстром повышении температуры изоляция обмоток статора сначала потемнеет, а в худшем случае может даже расплавиться.
- Сильный износ ремня генератора. Чрезмерный износ может привести к тому, что приводной ремень просто порвется и весь привод выйдет из строя. Это означает, что в данном случае все потребители потребляют энергию от аккумулятора автомобиля. Если ремень поврежден, генератор перестает выполнять свою функцию. Это означает, что у водителя мало времени, чтобы добраться до ближайшего сервисного центра или станции технического обслуживания. Об этой неисправности могут свидетельствовать перепады напряжения в электросистеме автомобиля. В этом случае необходимо проверить целостность ленты и тщательно осмотреть ее поверхность на предмет трещин, разрывов, расслоения или других механических повреждений. Если таковые обнаружены, рекомендуется немедленно их заменить.
Если обнаружены дефекты, рекомендуется устранить их самостоятельно или обратиться в мастерскую. В противном случае вы рискуете получить более дорогостоящий ремонт.
Как проверить генератор при помощи лампочки и мультиметра
Работоспособность генератора можно проверить различными способами, и следует применять несколько методов, включая измерение выходного тока генератора, измерение падения напряжения на кабеле, соединяющем силовой кабель генератора с аккумулятором, и проверку стабилизированного напряжения.
Потребуется мультиметр, лампочка с проводами, подключенными к аккумулятору и его клеммам, провода для подключения генератора к аккумулятору, а также дрель со специальной насадкой — она может понадобиться для того, чтобы прогнать ротор через гайку шкива.
Схема подключения выглядит следующим образом. Выходная клемма ‘B+’ и ротор D+. Лампочка отключена между выходом генератора и клеммой D+. Затем силовой кабель соединяет "минус" аккумулятора с массой генератора переменного тока. ‘Положительный заряд батареи подключается к положительному полюсу генератора и клеммам B+ соответственно. Конструкция прочно закреплена и соединена с тисками.
Мультиметр устанавливается в режим измерения постоянного напряжения, при этом один щуп подключается к положительному полюсу батареи, а другой — к отрицательному. Если все в порядке, лампочка загорается, а напряжение составляет 12,4 вольт.
Затем с помощью дрели поверните генератор. В этот момент лампочка должна погаснуть, а напряжение увеличиться до 14,9 вольт. Затем добавляется груз. Для этой цели можно использовать галогенную лампу H4. Он также должен быть подвешен к клемме аккумулятора и должен светиться.
Затем генератор сверлится и снова раскручивается. Вольтметр должен показывать 13,9 вольт. Без дрели аккумулятор должен выдавать напряжение около 12,2 вольт. Если этого не происходит или показания значительно отличаются, значит, генератор вышел из строя.
Вывод
Восстановить генератор без батареи несложно. Главное — соблюдать последовательность и правильный порядок действий. Помните, что при снятом регуляторе устройство выдает более высокое напряжение. Убедитесь, что вращение не слишком высокое. В противном случае электроника судна может перегореть. Используйте этот метод только в случае крайней необходимости.