Авиамоделирование — любимое хобби многих взрослых и детей. Даже начинающие моделисты могут строить аэропланы из фанеры, преимуществом которой является упрощение процесса.
Что потребуется?
Прежде чем приступить к строительству фанерного аэроплана, необходимо подготовить исходные материалы и некоторые инструменты. Основная задача обычно выполняется с помощью ручной деревянной головоломки, при этом обрезки удаляются с помощью наждачной бумаги и квадратного лезвия. Удобнее сделать разметку обычным карандашом и линейкой и склеить деревянные детали между собой с помощью клея ПВА или клея, специально предназначенного для этого материала. Некоторые мастера используют обычные клеевые пистолеты. Для постройки аэроплана используется фанерная модель, в идеале из авиационной фанеры BS-1. Листья созданы из лущеного березового шпона. Некоторые эксперты рекомендуют покупать материал толщиной 3 или 7 мм (3 или 7 слоев). Другие авиамоделисты, напротив, склоняются к самому тонкому, однообразному выбору. Для начинающих моделей лучше всего экспериментировать с различными вариантами.
Следует уточнить, что фанера BS Special пропитана клеем Baycrete в спирте. Этот материал прочный, легкий и гибкий, но его цена значительно выше, чем у других сортов. Приобретая трехслойную авиационную фанеру, важно помнить, что она часто используется в строительстве. Если выбранный лист имеет толщину 1-3 мм, самолет может летать.
В противном случае украшение будет выполнять только декоративную функцию.
Если толщина листа не так важна, можно приобрести другой сорт ФК, который безопасен для бытового хранения, или ФСФ, который не экологичен, но не боится влаги. Рекомендуется выбрать первый или второй тип и попытаться найти наиболее привлекательно выглядящую поверхность. При покупке фанеры следует убедиться, что толщина листа равномерна по всей поверхности. Важно, чтобы не было дефектов, трещин или шкурок.
Эксперты считают, что фанеру проще и эффективнее обрабатывать сушилкой. Если приобретены влажные листья, их следует хранить в помещении с низкой влажностью и постоянной температурой в течение примерно одного месяца.
Обратите внимание, что головоломки следует использовать только с функциональными и надежно закрепленными ручками. Перед началом процесса пиления стоит проверить, достаточно ли прочно закреплено пильное основание на рабочем столе и достаточно ли прочно закреплена пилорама. Как только вы увидите деталь, держите левую руку подальше от режущего инструмента и избегайте слишком сильных изгибов и резких движений. Рекомендуется вытирать опилки, образовавшиеся в результате работы специальных устройств. Важно менять лезвие в соответствии с вашими потребностями в течение всего срока службы головоломки.
Чертежи
Некоторые моделисты предпочитают проектировать самолеты, основываясь исключительно на своем воображении, без предварительного создания чертежей или моделей. Единственное, что им нужно учитывать, это удельный размах крыльев фанерного аппарата. Как правило, длина 30 см называется средней. Чем длиннее пролет, тем больше размер самолета. Конечно, лучшее решение — нарисовать придуманную или скопированную откуда-то конструкцию на бумаге или сразу на фанере. Строительство начинается со сборки корпуса, плавников и стабилизаторов.
Полезно прикрепить окончательный проект, напечатанный на бумаге, к фанере и просверлить ряд отверстий по контурам модели тонким кусочком шила. Затем отверстия соединяются карандашом, чтобы уже можно было вырезать готовую деталь. Например, это может быть модель легендарного военного самолета Пе-2 времен войны. Описание его конструкции можно найти в приложении ко второму номеру журнала "Юный техник" за 1980 год. Вы также можете составить свои собственные рабочие планы на основе фотографий. Фюзеляж нарисован на сетке 32 x 32 мм, а передние кромки крыльев — на сетке 10 x 10 мм. Конструкция изготовлена из фанеры толщиной 1,5-4 мм.
Как сделать своими руками?
После подготовки исходных материалов для постройки фанерной модели самолета необходимо распечатать соответствующий проект в соответствующем масштабе. Для начинающих моделистов лучше всего использовать кальку для переноса изображения на деревянные листы. Детали вырезаются таким образом, чтобы каждый кусок фанеры содержал один большой или несколько маленьких элементов. Детали вырезаются лобзиком с запасом 0,5-1 мм. В качестве альтернативы для этой цели можно использовать лазер. В тех случаях, когда необходимо разрезать фанеру, сначала используется дрель для создания начального зазора, затем внутрь помещается полотно лобзика для выполнения разреза.
Как правило, создание зазора начинается с фюзеляжа, длина которого примерно на 10 мм больше длины крыла. Планер можно попробовать и придать ему желаемую форму. Штыри крыла вделаны прямо в фюзеляж. Сами крылья обычно имеют длину 30 см и ширину 8-10 см. Если необходимо изготовить два комплекта крыльев, нижнее крыло должно быть примерно на 10 мм короче верхнего. Не забывайте о несущих элементах — стойках и стабилизаторах.
Всегда шлифуйте края обрезанных элементов. Для этой цели подходят шлифовальные круги с зернистостью 60 и 180. При шлифовании следуйте форме детали. Даже небольшие фаски могут быть сняты, чтобы избежать острых краев. Детали соединяются в соответствии с чертежом, соединяя выступы и отверстия. Как правило, стабилизаторы сначала крепятся к хвосту самолета, а затем к верхнему крылу.
Модель переворачивается, устанавливаются стойки, затем устанавливаются нижние крылья.
Для обеспечения плотного прилегания куски фанеры смазываются клеем и скрепляются струбцинами для предотвращения сдвига. Кроме того, все стыки уже собранной конструкции могут быть загерметизированы и высушены. Двигатель устанавливается внутри корпуса, если это предусмотрено инструкцией. После сборки корпуса кокпит закрывается специальным колпаком из пластика или другого прозрачного материала. Шасси собирается с помощью алюминиевой линейки или пружинной проволоки и двух колес от детской игрушки.
Более или менее серьезная конструкция не может быть достигнута без руля. При сборке этого компонента не забудьте усилить соединительные мостики тонкими полосками алюминия или карбоновыми трубками. В первом случае можно наклеить отвердитель, во втором случае необходимо использовать дополнительную клейкую ленту. Для выравнивания руля можно использовать подпорки из тонких спиц. Колпак можно сделать из потолочной плитки, разрезанной на прямоугольники размером 7 см и 30 см с каждой стороны. Полученная деталь прикрепляется к носу самолета, сворачивается и обматывается скотчем.
В качестве последнего штриха моделистам рекомендуется хорошо отполировать всю конструкцию, удалить остатки клея и загрунтовать поверхность. Затем следует покрасить корпус (два или три раза) в основные оттенки. Рекомендуется использовать яркие цвета и украшать плоскую поверхность абстрактными линиями или копировать дизайн существующей модели. Для достижения чистоты и равномерности линий можно использовать клейкую бумажную ленту.
Готовая поверхность плоскости покрывается матовым лаком для стабилизации покрытия.
Красивые примеры
Простейшие модели самолетов из фанеры можно сделать без планирования. Тем не менее, в результате получилась отличная игра, привлекательная уже только своим внешним видом. Отсутствие острых углов, вращающийся пропеллер и колесо прокрутки делают дизайн особенно "привлекательным".
Собранный из фанеры, штурмовик Ил-2 производит сильное впечатление. Многочисленные детали, включая щелевые окна, дополняют "картину". Самолет не окрашен и покрыт только прозрачным лаком, но на крыльях скопирован дизайн настоящей модели.
Еще один фанерный самолет, полностью окрашенный в яркие цвета и с кабиной пилота, нарисованной на его поверхности. Несмотря на то, что структура модели самая простая, она очень впечатляет.
Для получения дополнительной информации о том, как построить самолет из фанеры, смотрите следующее видео
