Обычный рефрен для домашнего задания — "повторите текст". К сожалению, из-за того, как с чтением обращаются в школах, дети сейчас часто не справляются с этой задачей. Однако все можно исправить. Блогер ЕкатеринаБунеева, создательница российской онлайн-школы, предлагает очень простой алгоритм.
Возможность повторного анонса, то есть передачи содержания, близкого к тексту, очень важна и востребована. В жизни при повседневном общении часто приходится передавать содержание разговоров, фильмов, телепередач или текстов, которые мы видели или читали.
В школьной практике пересказ — это особое упражнение и форма контроля, которая учит понимать тексты и развивает память и речь. Пересказ показывает, насколько хорошо понят текст и насколько хорошо ребенок знает причины вербализации. Пересказ может быть подробным, кратким или выборочным.
Я расскажу вам, как вы можете помочь своему ребенку освоить этот важный навык. Все, что вам нужно делать регулярно: повторять небольшой текст, который ребенок читает один или вместе с родителями. В этом случае лучше всего, если пересказ будет мотивированным. Например, подготовив историю вместе с мамой, ребенок может позже рассказать ее содержание кому-то еще в доме. Алгоритм подготовки подробного пересказа следующий
Шаг 1 . Ваш ребенок сначала читает текст или отрывок, который вы хотите, чтобы он пересказал сам себе, а затем отвечает на вопросы взрослого по содержанию. Вы должны убедиться, что ребенок понимает текст, иначе он не сможет его повторить. Конечно, для этого взрослый тоже должен прочитать и понять его и сформулировать вопросы.
Шаг 2: Если текст разбит на абзацы, определите, сколько в нем абзацев, т.е. сколько содержательных частей в пересказе. Если текст короткий и в нем нет абзацев, постарайтесь разбить его на полезные части.
Шаг 3. Вместе с ребенком решите, что будет сказано в первой части текста, и придумайте заголовок. Определите и подчеркните ключевые слова для этого раздела текста — слова, которые передают важную информацию и облегчают запоминание содержания.
‘Умение читать и способность читать — это не одно и то же’. Что такое функциональная грамотность? Зачем это нужно студентам?
Шаг 4: Продолжайте в том же духе, читая часть 2 и так далее. В результате получается краткое содержание текста (которое нужно записать) и группа ключевых слов для каждой части (которую нужно записать). Это визуальная поддержка пересказа.
Шаг 5. Ваш ребенок повторяет первую часть, используя первый элемент конспекта и ключевые слова. В этом случае очень полезно снова открыть текст. Пусть ваш ребенок перечитает первую часть и проверит себя.
Шаг 6: Таким же образом перескажите по очереди остальные части истории и проверьте текст самостоятельно.
Шаг 7: Перечитайте весь текст еще раз (ребенок или взрослый может читать вслух).
Шаг 8: Ребенок повторяет весь текст, используя конспект и ключевые слова.
Для пересказа можно использовать короткие тексты или отрывки из книг по литературному чтению или литературе за предыдущий год. Для учащихся 3-5 классов подойдет короткий текст о ежике Васе из электронного учебника. Для того чтобы научиться писать без ошибок, подойдет 5 класс. Ссылка есть в первом комментарии.
Вы находитесь в разделе блогов. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.