Фигуры из проволоки являются декоративными элементами в парках, садах и коттеджном ландшафтном дизайне. Маленькие скульптуры, например, кошки натурального размера, используются клиентами для украшения своих домов. За пять лет я сплел около 30 скульптур, большинство из которых разбросаны по разным городам и странам. Как лампы из металлической проволоки превращают магию и хобби в пандемический доход.
Как я училась работать с проволокой
Я занимаюсь изготовлением бронзовых скульптур с 10 класса начальной школы. Но свою первую скульптуру я сделал, когда мне было уже за 30 и я работал специалистом по дыханию. В 2015 году я наткнулся в интернете на работы британского мастера Робина Уайта*.
* Робин Уайт — современный британский скульптор, создающий изящные фигурки из нержавеющей стали. Таким образом, он внимательно изучает их отношение и выбирает место, где будут установлены скульптуры. Его главная цель — гармоничное сочетание природы и искусства.
Я научилась плести самостоятельно по фотографиям и эскизам работ Уайта. Сначала я копировал его сказки, а потом начал создавать свои собственные оригинальные фигурки.
И, конечно, я был первым, кто украсил свои собственные интриги. Моя любимая скульптура — "Антилопа", расположенная рядом с моей террасой. Я выхожу из дома, вижу его — и я счастлив. В наше трудное время должна быть причина для положительных эмоций!
Одной из моих первых скульптур была антилопа. Теперь каждое утро она встречает меня у порога.
Как я работаю над скульптурами
Когда в моей голове возникает картина, я сначала рисую ее на бумаге. Далее я выбираю материалы. В большинстве случаев они представляют собой термообработанную оцинкованную проволоку диаметром 1-3 мм. По мягкости они похожи на алюминиевую проволоку, но более упругие.
Когда у меня появляется идея для гравюры, я сначала рисую ее карандашом, а затем обращаюсь за помощью к своему школьному хобби — рисованию.
Техника гравировки на проволоке у разных художников в основном одинакова, различаются только детали. Робин Уайт, например, сначала производит проволоку из нержавеющей стали. Затем она оплетает его проволокой, имитируя кожу, сохраняя баланс пропорций для создания мышц и конечностей.
Я не создаю жесткий каркас из нержавеющей стали, в отличие от англичан, а использую в качестве основы ту же проволоку. Затем я начинаю добавлять "мясо" и перехожу к более легкой раме.
Техника плетения из проволоки аналогична: я наматываю металлические нити на каркас один виток за другим.
Я могу поэкспериментировать. Однажды, для выставочной скульптуры, я попробовал технику британского художника Ричарда Сентропа. Она использовала грубую проволоку и скручивала ее в ресницы, имитируя человеческие мышцы. Благодаря этому края кажутся более длинными, а поверхность — более гладкой.
Я надеваю перчатки и использую обычные инструменты — плоскогубцы, кусачки и молоток. Физически эта работа менее сложна, но требует определенных усилий.
Когда фигура появляется под моими пальцами, я чувствую себя почти как Бог, создающий глиняного человека. Только мой материал — тонкая металлическая нить.
Сколько времени уходит на изготовление
Это зависит от моего настроения и мотивации. При наличии желания и азарта вы можете сделать большую скульптуру (2-3 метра) за две недели. Я возвращаюсь из клиники и погружаюсь в творческий процесс.
За несколько часов я сделал эту ящерицу из тонкой проволоки.
Если проект сложный, то даже небольшие элементы могут занять много времени. Например, одну из своих фей я вязала около месяца. Но, конечно, бывают перерывы, и это может занять шесть месяцев или больше. У вас появляется идея, вы начинаете ее реализовывать, а потом откладываете. Через некоторое время вы возвращаетесь к этой идее.
Некоторые маленькие кусочки, кажется, вылетают из моих рук. Например, за два часа я сделал 50-сантиметровую ящерицу из проволоки миллиметровой толщины.
Кого я плету из проволоки
Прежде всего, мне нравится создавать фигурки животных, потому что с помощью проволоки, но с фантазией создателя, они обладают особой пластичностью, которую можно воспроизвести очень точно. Например, я обнаружил, что летающие лошади, установленные на кусках дерева, очень хороши. Это не большая лошадь, но имеет основание длиной 40 см и высотой 50 см. Самым сложным было приклеить его к пню так, чтобы казалось, что он летит.
Самая сложная часть этой скульптуры летающей лошади — передать элегантность полета.
Мне нравится думать о мифических персонажах. Например, есть эльфы, феи, кентавры и василиски. Одна из самых ярких скульптур — главный герой романа Булгакова "Мастер и Маргарита", который летит на метле в "Танце Сатаны".
Маргарита из романа Булгакова пользуется большой популярностью у покупателей
В каждый проект я вкладываю что-то личное. Это творческий, а не механический процесс. Вот почему у меня так много любимых песен. Например, две феи — одна с крыльями, как у летучей мыши, а другая с фонарем.
Или антропоморфный проволочный заяц, вдохновленный работой Бет Кейвнер, известного американского гончара, которая создает удивительные пластиковые фигурки животных из глины. Я вязала его перед ее показом и даже не сфотографировала — мой с толстыми ушами был куплен в первый же день.
Я люблю делать фигурки животных — у них особая пластика. И мои клиенты их любят. Например, я купил такого кролика в первый день ярмарки.
Сколько стоят скульптуры?
Такой одуванчик высотой три метра стоит 50 000 рублей.
Цена не обязательно зависит от размера фигурок. Более важным является количество воображения и интеллектуальных усилий, вложенных в конкретный проект.
Например, я купил кролика за 7 000 рублей. Одуванчик высотой три метра и с "шапкой" в один метр стоит 50 000 рублей, фея с садовой воронкой (высота — 120 см, высота крыла — 110 см) — 70 000, а фея с фонарем почти такого же размера — 60 000 рублей.
Фея с фонарем была куплена за 60 000 рублей.
Как я начала зарабатывать своим хобби
Я боялась выходить в мир, потому что я застенчивая и самокритично отношусь к своей работе. Но когда в 2018 году я собрал много скульптур, то решил принять участие в региональном дне предпринимателя. Там меня узнали и пригласили на Биеннале современного искусства. Последовали одна выставка за другой, и мои скульптуры стали очень популярны.
Чаще всего клиенты находят меня через биеннале, выставки, социальные сети или рекомендации знакомых. Иногда они просят меня сделать им заказ, но чаще покупают готовые работы, по несколько штук за раз, много подряд. Мои проволочные фигурки разлетелись повсюду! Большинство из них находятся в частных домах в Москве и Подмосковье, есть скульптура в выставочном комплексе "Крокус Экспо".
Этот олень украшает Ландшафтный центр в моем городе Новосибирске. Посетители любят фотографироваться с ним!
В моем городе, Новосибирске, их много. Компания SibLand создала северного оленя для ландшафтного центра. Их можно фотографировать, трогать и сидеть на них. Мои ящерицы "живут" в зоопарке.
Некоторые из моих клиентов — из Майами. Из порта Мурманска ей прислали коробку со скульптурой одной из фей.
Для меня было откровением, что хобби может не только давать мне внутреннее удовлетворение, но и питать меня практическим образом! В последние годы финансы семьи пополнялись из двух источников: моей основной работы в качестве врача-респираторщика и заказов на скульптуры. Вот так я и живу: между медициной и металлом.
Мои металлические феи разбросаны по всей России: они часто берутся за работу по украшению помещений!
