01.12.2020
Анализ основных положений Федерального закона от 31.07.2020 248-ФЗ "О государственном управлении (надзоре) и контроле в сфере местного самоуправления в Российской Федерации"
В данной статье рассматриваются основные положения Федерального закона 31.07.2020 "О государственном управлении (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020, который вступает в силу с 1 июля 2021 года. Особое внимание уделяется управлению местными органами власти и превентивным мерам, которые анализируются и описываются в законе.
1. новый номер 248-ФЗ вместо сегодняшнего номера 294-ФЗ.
31 июля 2020 года Президент Российской Федерации подписал новый федеральный закон. 248-ФЗ "Государственное управление (надзор) и местное самоуправление Российской Федерации".
Закон был разработан с целью устранения недостатков действующего правового регулирования государственного и муниципального контроля ("государственный надзор" ниже), заключающихся в недостаточном регулировании вопроса профилактики обязательных требований и излишнем акценте на проведении проверок. Осмотр, осмотр, осмотр. Это самая дорогостоящая мера как для предприятий, так и для надзорных органов.
Закон устанавливает гарантии, защищающие права физических и юридических лиц, индивидуальных предприятий и других организаций, не являющихся юридическими лицами.
Этот закон заменяет действующий закон №. 294-ФЗ от 01.07.2021.
2.Каковы основные нововведения закона, которые меняют правила и процесс государственного надзора?
В главе 2 определены восемь принципов государственного надзора.
1) законность и обоснованность действий и решений надзорных органов и их сотрудников; и
2) стимулы для соблюдения обязательных требований со стороны надзорных органов
3) соразмерность вмешательства надзорного органа и его сотрудников в деятельность надзорного органа
4) защита прав и законных интересов и уважение личного достоинства и деловой репутации руководителя; и
5) недопустимое злоупотребление правами со стороны надзорного органа и его сотрудников, а также граждан и организаций; и
6) нераскрытие контролирующим органом коммерческой, служебной или иной конфиденциальной информации, защищенной законом
7) прозрачность и доступность информации об организации и осуществлении государственного надзора
8) оперативность и разумность при осуществлении государственного надзора.
3. статьи 15, 17 и 22.
Согласно статье 15 закона, предметом государственного надзора является оценка соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, а также оценка исполнения предусмотренных федеральным законом решений надзорных органов. В результате принятых мер. Контроль и надзор ("надзорные меры"). В этом случае предмет надзора определяется Федеральным законом о видах надзора, составляющим законодательство о видах надзора в Российской Федерации.
Статья 16 Закона предусматривает, что объектом государственного надзора (далее "объект надзора") является
— Деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, которые должны соответствовать обязательным требованиям.
— результаты деятельности граждан и организаций, включая продукцию (товары), проекты и услуги, в отношении которых установлены обязательные требования; и
— Почва, включая здания, помещения, сооружения, линейные объекты, водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и иные объекты, используемые гражданами и организациями и необходимые для установления обязательных требований.
Статья 17 закона предусматривает, что для информационного обеспечения государственного надзора создается единый реестр надзорной деятельности.
В данный реестр включается информация о внеплановых и плановых проверках, проведенных надзорными органами в соответствии со статьей 19 настоящего закона, а также информация о предупредительных мерах, решениях и исках работников в ходе исполнения этих мер.
При отсутствии такого единого информационного реестра надзорных мер или отдельных надзорных мер на начальном этапе такие меры не разрешены.
Статья 21 закона предусматривает оформление и подписание документов при осуществлении государственного надзора надзорными органами, а также экспертами и специалистами, участвующими в проведении надзорных мероприятий, в форме электронных документов. Утверждены специальные электронные подписи.
Таким образом, в соответствии с положениями закона ожидается, что к 2024 году документооборот между поднадзорными органами и подконтрольными лицами будет переведен на электронную платформу с возможностью подписания электронных документов руководителями простыми электронными подписями.
В то же время, надзорный орган может направлять документы и информацию надзорному органу, в том числе в печатной форме с использованием почтовых услуг, до 31 декабря 2023 года, если нет возможности информировать надзорный орган в электронном виде или по запросу надзорного органа. .
(4) Оценка рисков и управление рисками.
Глава 5 определяет процесс регулирования систем оценки и управления рисками и последствия их применения.
Выделяют следующие основные понятия.
— Риск повреждения (ущерба),.
— оценка риска повреждения (ущерба); и
— управление риском ущерба (повреждения).
Согласно статье 22, государственный надзор осуществляется на основе контроля риска причинения вреда (ущерба), выбора предупредительных и надзорных мер, их содержания (включая области контролируемых правоприменительных требований), уточнения их интенсивности И их последствия.
В результате оценки рисков объекты государственного надзора делятся на категории риска, и в статье 23 принята шкала категорий риска, состоящая из 6 мест.
1) очень высокий риск,.
3) Серьезный риск.
5) средний риск,.
Правила о типе надзора должны предусматривать как минимум три категории риска с обязательной категорией низкого риска.
Как гарантируется в 294-ФЗ, с момента вступления в силу нового закона презумпция целостности юридического лица, индивидуального предпринимательства перестанет существовать. Информация о целостности поднадзорных объектов будет оцениваться в соответствии со статьей 23, раздел 7 нового закона и учитываться надзорным органом при распределении по категориям риска поднадзорных объектов.
5.Глава 6 Официальные обязательства.
В данной главе описаны обязанности работников надзора, процедуры доступа к объектам для осуществления надзорной деятельности и ограничения, соблюдаемые при осуществлении этой деятельности.
Согласно статье 30, работа надзорного органа оценивается на основе системы показателей результативности и эффективности, включая
— Уровень минимизации ущерба (вреда) охраняемой законом ценности, базовые показатели надзорного типа, отражающие уровень устранения риска ущерба (вреда) в соответствующей области целевой цены, должны быть повышены (запланированы) и достигнуты компетентным надзорным органом; и
— Показатели вида надзора показатели, используемые для контроля надзорной деятельности, анализа, выявления проблем, возникающих при применении, определения их причин, характеризуют соотношение между устранением ущерба (вреда) и объемом работ, степенью материального финансового обеспечения, уровнем вмешательства в деятельность поднадзорного органа.
При этом основными показателями вида надзора являются количество проведенных предупредительных и надзорных мероприятий, количество выявленных нарушений, количество поднадзорных лиц, упомянутых в судебных делах, штрафы, наложенные на поднадзорных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. новые участники государственного надзора.
Глава 7 закона вводит участников государственного надзора.
По сравнению с не. 294-ФЗ, в № 248-ФЗ добавлены свидетели и эксперты. Спонтанно, свидетелем может быть лицо, которое может знать информацию о фактических обстоятельствах, имеющих значение для принятия решения в ходе надзорного мероприятия.
С другой стороны, эксперты могут привлекаться надзорным органом при осуществлении государственного надзора для оказания помощи, включая применение технических мер.
В соответствии со ст. ст. 2 48-ФЗ, к 2023 году судебное обжалование решения контролирующего органа или действия (бездействия) работника возможно только после досудебного обжалования в электронной форме через единый шлюз государственных услуг. Кроме того, в соответствии со ст. 248-ФЗ, отказ в расследовании жалобы надзорным органом не может быть основанием для судебного обжалования решения надзорного оргазма (бездействия), что исключает подачу надзорной жалобы по тому же вопросу, а не в результате досудебного обжалования. своих сотрудников.
7. меры предосторожности.
Глава 10 под номером 248-ФЗ определяет виды и механизмы превентивных мер, которые могут быть приняты надзорными органами в контексте предотвращения риска нанесения ущерба охраняемым законом ценностям.
В соответствии со ст. ст. 248-ФЗ, эти меры включают
— обобщение правоприменительной практики; и
— меры по стимулированию целостности,.
В то же время положения данной статьи предусматривают, что взаимодействие с администратором предусматривает осуществление превентивных мер только с согласия такого администратора или по его инициативе.
Глава 11 № 248-ФЗ исключает использование негосударственных форм надзора, а также плановых и несанкционированных надзорных мероприятий для добровольного, актуального надзора и независимой оценки обязательных требований надзорного органа. В соответствии со статьями 54 и 55. 248-ФЗ, эти формы включают.
-подтверждение соблюдения обязательных требований независимым органом; -контроль саморегулируемой организации за деятельностью своих членов.
-Контроль саморегулируемой организации за деятельностью своих членов.
Во всех вышеперечисленных случаях гарантия устранения риска нанесения ущерба (вреда) охраняемым законом ценностям является обязанностью независимой организации в случае нанесения ущерба (вреда), что мотивирует ее к эффективному осуществлению негосударственного надзора.
8. новые виды надзорной деятельности.
Глава 12 Закона добавляет новые виды к существующим надзорным мерам, предусмотренным Федеральным законом №. 294-ФЗ, например.
-инспекционные визиты и проверки на месте. Требования указаны в главе 13.
Надзорными органами являютсяРасширенный набор методов оценки соответствия контролируемых предприятий обязательным требованиям. .
В отличие от существующего рынка аудита, рынок надзора проводится для последующего представления продукции, товаров, результатов работ и услуг, предлагаемых для тестирования, проверки и исследования на предмет соответствия обязательным требованиям безопасности и качества.
Отбор проб предназначен для обеспечения соблюдения обязательных требований безопасности и качества путем отбора проб продукции в местах хранения и отбора проб продукции контролируемыми лицами.
Инспекционные посещения осуществляются путем взаимодействия с конкретным поднадзорным лицом (владельцем или пользователем) на поднадзорном объекте без предварительного уведомления. В этом случае последний обязан предоставить инспектору беспрепятственный доступ к зданию, сооружениям и объектам.
В рамках проверки на месте проводится визуальная оценка выполнения поднадзорным лицом обязательных требований на общедоступном поднадзорном объекте без какого-либо взаимодействия с поднадзорным лицом или его уведомления.
Следует подчеркнуть, что все новые методы надзора связаны с меньшими затратами для надзорного органа по сравнению с традиционными проверками, хотя некоторые из них проводятся без какого-либо взаимодействия с надзорным органом.
Все виды надзорной деятельности различаются по набору разрешенных контрольно-надзорных мероприятий, перечень которых указан в статье 65. 248-ФЗ (осмотр, обследование, опрос, получение письменных объяснений, истребование документации, отбор образцов (проб), проверка оборудования, испытания, экспертиза, эксперименты).
9. неприемлемое поведение и дистанционное обращение.
Проведение надзорного мероприятия, которое неприемлемо для конкретного надзорного мероприятия, является серьезным нарушением и ведет к признанию надзорного мероприятия недействительным. А решения, принятые в результате таких мер, подлежат отмене надзорным органом, вышестоящим надзорным органом или судом, в том числе по требованию прокурора (ходатайству).
В статье 91 248-ФЗ перечислены 11 серьезных нарушений требований к осуществлению организационного и государственного надзора.
Среди наиболее важных ограничений — статья 73. 248-ФЗ, который предусматривает проведение выездных проверок в случаях, когда соответствие обязательным требованиям не может быть оценено без выезда на место.
В статье 96 нумерованного положения 248-ФЗ говорится о реализации дистанционного статуса государственного мониторинга. Необходимо использовать информационные технологии. В этом случае поднадзорное лицо добровольно предоставляет доступ к дистанционной установке по запросу, в соответствии с условиями соглашения с надзорным органом — это называется наблюдением.
По сути, речь идет о полной цифровизации государственного надзора, снижении затрат для граждан и организаций, повышении эффективности государственного надзора и значительном улучшении его прозрачности.
Таким образом, № 248-ФЗ, фактические правовые положения:.
— Она способствует наиболее эффективному использованию имеющихся ресурсов, концентрируясь на наиболее проблемных областях.
— Для того чтобы стимулировать реальные действия со стороны поднадзорных организаций.
— сократить непосредственное взаимодействие между поднадзорными организациями и надзорными органами и повысить эффективность обмена информацией; и
— повысить эффективность и целесообразность работы надзорного органа, чтобы
— уменьшить количество бюрократии в надзорных органах; и
— предоставлять надзорные инструменты для оценки соответствия обязательным требованиям; и
— повысить эффективность надзорной деятельности в соответствующих видах контроля; и
— повысить законность, прозрачность и эффективность надзорной деятельности и снизить количество контролируемых споров.