Развитие науки и техники и появление современных информационных технологий привели к резкому увеличению объема информации. В этом контексте перед образованием стоит задача подготовить людей к эффективной работе с информацией. Студенты должны знать методы и приемы построения новых знаний на основе полученной информации — уметь обрабатывать ее, фильтровать, структурировать и представлять в компактном виде — используя структурные представления, чтобы сделать информацию доступной для образов и восприятия.
Поэтому задача обучения студентов использованию современных средств и методов конструирования учебного материала является одной из самых актуальных задач образования, решение которой способствует формированию интеллектуальной основы базовых компетенций современного человека.
Разработанный модуль направлен на оценку междисциплинарных результатов, таких как обработка и структурирование информации. Формирование данного результата основано на ранее сформированных навыках, включающих умение определять первичную и вторичную информацию для выполнения операций анализа, синтеза, сравнения и классификации.
Этот посттематический результат разрабатывается в течение короткого курса из четырех занятий в первом семестре с учащимися 6 или 7 класса.
Предметом оценки является полностью заполненная и сложная хронологическая таблица, представленная студентом на бумаге (Приложение 1).
Количество и названия колонок в таблице учащиеся придумывают сами, в зависимости от информации, представленной в тексте.
Таблица основана на научно-популярных текстах и включает колонки "период" (век, эпоха, этап), "дата" и "событие" (в эту колонку можно поместить дополнительные колонки, которые могут разбить события на несколько компонентов).
Колонка "Продолжительность" содержит данные о количестве веков, эпох или стадий процесса (явления), описанного в тексте. В колонке "Дата" записывается конкретная дата события, связанного с процессом или явлением, описанным в тексте.
Расположение периодов и дат должно соответствовать строгому хронологическому порядку. Если отмечены и период, и дата, дата также должна быть расположена в строгом хронологическом порядке внутри периода.
Если текст не относится к периоду (веку, эпохе, этапу) (или дате), можно использовать колонки периода (или даты) и события.
Если в тексте есть ссылки на века и даты, следует выделить столбцы Период, Дата и Событие. Если есть конкретная дата, то нет ссылки на столетие. В этом случае для каждой даты необходимо восстановить век.
Колонка "Событие" содержит информацию о событиях (участники, результаты, важность события), непосредственно связанных с процессом (явлением), описанным в тексте.
- Прочитайте предложенный текст и определите главную и второстепенную информацию.
- Определите количество колонок в расписании, сформулируйте и напишите их названия.
- Заполните таблицу полностью в течение урока.
- Даты и периоды хронологически правильные (10 баллов)
- Полнота дат и временных периодов (35 баллов)
- Полнота информации (25 баллов)
- Краткость информации (25 баллов)
- Эстетика стола (5 оценок)
Максимальное количество оценок по пяти критериям — 100 оценок.
На первом занятии преподаватели проведут входную диагностику (для проверки способности составлять расписание).
На втором уроке учитель объясняет принципы составления графиков и представляет критерии оценки, используя практический текст. В качестве домашнего задания учащимся дается текст для заполнения собственных таблиц. Заполненные таблицы контролируются учителем в соответствии с критериями.
На следующем уроке многие студенты представляют свой собственный вариант таблицы. Затем они сравнивают их версию таблицы со своей собственной версией. Справочная версия таблицы составляется путем совместного обсуждения. Учащиеся сравнивают свою работу с основной таблицей и оценивают свою работу по критериям 1, 2, 3, 4 и 5.
Таким образом, студенты практикуются в заполнении сложных хронологических таблиц в течение трех занятий.
На четвертом уроке учащимся предлагается нарисовать таблицу на основе текста теста. Таблицы поставляются на бумаге. Справочный вариант таблицы дополняется учителем. Затем учитель контролирует конечный продукт каждого ученика, сравнивает его с контрольными точками и выставляет оценку.
В ходе работы по данному разделу проводится мониторинг и отслеживается степень состава заявленных научных эффектов.
Результаты утверждения указывают на необходимость таких курсов, в ходе которых студенты имеют возможность обрабатывать информацию, фильтровать ее и представлять структурированный компакт. В ходе обучения студенты показали положительный потенциал в формировании заявленных научных эффектов (Приложение 2).